Автор: Торгунова Ирина Вячеславовна
Полное название образовательного учреждения: МБОУ СОШ № 20 г. Шахты
Предмет: физика
Тема: Изменение агрегатных состояний вещества
Класс: 8
Учебно-методическое обеспечение: УМК
А.В. Перышкин Учебник физики 8 класс.
А.В. Перышкин Сборник задач по физике 7-9 класс.
Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал.
Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
В.И. Лукашик Сборник задач по физике 7-9 класс.
Время реализации занятия: 45 мин
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, научить применять полученные знания как язык науки, имеющей огромные возможности.
Задачи урока:
образовательные – обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней энергии, способах её изменения, тепловых процессах; совершенствовать навыки решения качественных, графических, расчётных задач; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, интересными формами урока способствовать усвоению основного материала, правильного образного мышления.
развивающие – создать условия для развития творческих навыков, формировать умения выделять главное, сопоставлять, делать выводы; развивать речь, совершенствовать интеллектуальные способности; решать тренировочные задачи.
воспитательные - способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, формировать навыки работы в парах и группах; учить рефлексии собственной деятельности по соотнесению целей и результатов, самооценке.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Средством достижения этих результатов служит организация на уроке групповой работы и работы в парах.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке.
- учиться высказывать своё предположение на основе рассуждений в ходе беседы.
- учиться работать по предложенному группой плану.
- учиться анализировать полученный результат.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- преобразовывать полученную в ходе эксперимента информацию из одной формы в другую: в виде таблицы и графика.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в паре, группе и всего класса.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других
- слушать и понимать речь других.
- учиться выполнять различные роли в паре и группе.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Форма урока: урок-соревнование
Оборудование: компьютер; проектор; электронное сопровождение урока (презентация в PowerPoint); протокол урока – 6 шт.; для исследовательской работы: спички, часы (секундомер), весы.
План проведения урока:
Этапы урока
|
Временная реализация
|
1.Организационный момент
|
2 минуты
|
2.Постановка темы и целей урока
|
3 минуты
|
3.Инструктаж по проведению соревнования
|
2 минуты
|
4.Соревнование
|
30 минут
|
5.Творческое задание
|
4 минуты
|
6.Подведение итогов урока. Домашнее задание
|
2 минуты
|
7.Рефлексия. Самооценивание
|
2 минуты
|
Ход урока
1. Организационный момент (Слайд №1)
Здравствуйте. Как настроение? Вы готовы к работе? Тихо садитесь.
Учитель. Ребята! Мы закончили изучать большую и важную тему «Агрегатные состояния вещества». Вы многое узнали и многому научились. А сегодня вы попробуете применить эти знания и умения на практике, проверите свои силы в дружеском соревновании команд.
Оценивать команды будет жюри в составе: … [Можно из старшеклассников, учителей или обойтись без жюри] Оценивается и учитывается качество ответов, быстрота, активность всех членов команды, соблюдение порядка.
2. Постановка темы и целей урока. Деление класса на группы. Заполнение протокола урока.
– Сегодня у нас необычный урок-соревнование по теме «Изменение агрегатных состояний вещества » (обоснование темы и цели урока). Как вы думаете, какие вопросы мы будем повторять по этой теме? Какие цели поставим перед собой? Чему будем учиться? Итак: (Слайд № 2) Пусть кипит работа, сложней соревнования, Успех решает не судьба, а ваши знания!
3. Инструктаж по проведению соревнования. (Слайд № 3)
Вы будете выполнять задания в группе. Каждое задание имеет свою сложность, которая выражена в баллах. В соответствии с этим и время, отведенное для выполнения задания, будет разным.
Начинает первая группа. Она выбирает задание, но выполняют задания все группы. По окончании времени, группы обмениваются выполненными заданиями, осуществляют проверку и оценивают выполненное задание. Оценка не может превышать “стоимость” задания. Набранное количество баллов необходимо записывать в протокол урока.
4. Соревнование. (Слайд № 4)
Работа в группах. Учащиеся поочередно выбирают один из предложенных вопросов, ориентируясь на уровень задания.
Задания
1. Физические величины, их обозначение, единицы измерения в СИ (Слайд № 5) Самопроверка знаний (Слайд №6)
1. Чтение графиков. Назовите все тепловые процессы. (Слайд № 7)
Самопроверка знаний (Слайд №8)
2. Качественная задача. Испарение. (Слайд № 9)
Зачем вспотевшую после езды лошадь покрывают на морозе попоной?
Самопроверка знаний (Слайд №10)
2. Качественная задача. Плавление. Кристаллизация. (Слайд № 11)
Какой металл, находясь в расплавленном состоянии, может заморозить воду?
Самопроверка знаний (Слайд №12)
2. Расчётная задача по графику. Конденсация. (Слайд № 13)
Какое количество теплоты выделится за 20 мин, если масса пара 0,5 кг?
Самопроверка знаний (Слайд №14)
3. Расчётная задача. Расчёт количества теплоты. (Слайд № 15)
Какое количество теплоты необходимо, чтобы из 5 кг льда, взятого при – 10 0С, получить пар при 100 0С?
Самопроверка знаний (Слайд №16)
3. Расчётная задача. Расчёт количества теплоты. (Слайд № 17)
Какая энергия выделится при изготовлении железной детали массой 10 кг и охлаждении ее до температуры 200 0С.
Самопроверка знаний (Слайд №18)
3. Расчётная задача. Удельная теплота сгорания топлива. (Слайд № 19)
Сколько дров нужно сжечь, чтобы нагреть с помощью камина воздух в комнате 5 х 4 х 3 м, от 0 до 20°C?
Самопроверка знаний (Слайд №20)
3. Расчётная задача. Удельная теплота парообразования. (Слайд № 21)
Для нагревания 3 л воды от 18 до 100 0С в воду впускают стоградусный пар. Определите массу пара.
Самопроверка знаний (Слайд №22)
4. Расчётная задача. Удельная теплота сгорания топлива. Удельная теплота парообразования. (Слайд № 23)
Воду, какой массы при температуре 90С можно довести до кипения и затем обратить в пар теплотой, выделенной при полном сгорании 3 кг каменного угля?
Самопроверка знаний (Слайд №24)
4. Расчётная задача. КПД. (Слайд № 25)
Оцените КПД печи-камина, если в ней сгорело 3 кг дров, а воздух в комнате объёмом 60 м3 нагрелся на 20°C.
Самопроверка знаний (Слайд №26)
5. Экспериментальное задание. (Слайд № 27)
Какова мощность горящей спички? (решить задачу экспериментально)
Самопроверка знаний (Слайд №28)
5. Творческое задание. Конкурс «Атака»
Каждая команда составляет интересный вопрос и задаёт его игрокам другой команды. Ответы оцениваются по пятибалльной шкале.
Поставьте оценку капитану в соответствии с таблицей (Слайд №29)
Критерии оценивания капитанов
10 и более
|
9
|
9
|
8
|
8
|
7
|
7
|
6
|
6
|
5
|
5
|
4
|
4-3
|
3
|
2-0
|
2
|
Капитан выставляет каждому из членов своей команды оценку за работу на уроке, участие в обсуждении заданий и принятии общего решения от 4 до 9 баллов. (Слайд №30)
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание. (Слайд №31)
Учитель: ну, вот и наступило время подведения итогов нашего урока–соревнования. Сегодня мы хорошо поработали. Чем полезным занимались на уроке?... Хочется надеяться, что сегодняшний урок разбудит у вас жажду новых познаний, ведь «великий океан истины» по-прежнему расстилается перед вами не исследованным до конца.
(Пока жюри определяет победителя, проводится рефлексия урока с учащимися.)
Слово жюри: подведение итогов, награждение победителей.
Домашнее задание демонстрируется на слайде
· Повторить §12-24.
· Для любознательных.
Придумать и решить задачу на изменение агрегатных состояний вещества.
7. Рефлексия. Самооценивание. (Слайд №32)
Я благодарю вас за отличную работу на уроке. Проанализируйте, пожалуйста, свои мысли, чувства, ощущения, которые возникли у вас в течение урока.
- удивлённое,
- безразличное,
- радостное,
- спокойное.
Ответьте на вопрос: Что вам дал этот урок? Ответ запишите в протоколе.
Спасибо за работу. Урок закончен.(Слайд №33)
Список использованной литературы:
Перышкин А.В. Учебник физики 8 класс.
Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 класс. Издательство «Экзамен»
Марон А.Е., Е.А Марон Дидактический материал.
Марон А.Е., Е.А Марон Сборник качественных задач по физике. 7-9 класс.
Лукашик В.И. Сборник задач по физике 7-9 класс. М. «Просвещение»,
Приложение
Протокол игры
Команда №1
Капитан________________________
Состав команды
1.______________________________
2.______________________________
3.______________________________
4.______________________________
Выполнение заданий
Задание 1 уровня (2 минуты)
Задание 1 уровня (2 минуты)
Задание 2 уровня (4 минуты)
Задание 2 уровня (4 минуты)
Задание 2 уровня (4 минуты)
Задание 3 уровня (6 минут)
Задание 3 уровня (6 минут)
Задание 3 уровня (6 минут)
Задание 4 уровня (8 минут)
Задание 4 уровня (8 минут)
Задание 5 уровня (12 минут)
Творческое задание
Что вам дал этот урок?______________________ _________________________________________
|