Методическая система учителя физики Торгуновой И.В. в условиях внедрения системно – деятельностного подхода на уроках.
Ведущая идея: Развитие активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся на уроках физики при использовании технологии проблемного обучения.
- современного образования – не только усвоение знаний, но и развитие способностей личности, нужных ей самой и обществу, умение принимать самостоятельное решение, представлять и доказывать свою точку зрения, что позволит ребенку успешно адаптироваться и самореализоваться в современном мире. Процесс обучения как процесс передачи информации от учителя ученику не способствует развитию творческих способностей школьников и интеллектуальных умений. Учитель в учебном процессе должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. Интегрирование проблемного обучения, как технологии обладающей средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся в учебном процессе с ИКТ, обеспечивающими наглядность способствует развитию активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся. В соответствии с этим я создала собственную методическую систему учителя – целостность взаимосвязанных элементов: цель, методический стиль учителя, особенности организации учебной деятельности учащихся.
Период становления системы: с 2014 года, место апробации: МБОУ СОШ № 20
Цель педагогической деятельности: создание условий для развития способностей учащихся в процессе активной познавательной деятельности, обеспечивающей успешное профессиональное самоопределение ученика.
Для достижения же поставленной цели, необходимо спланировать свою работу так, чтобы она способствовала решению ряда задач:
1) создать условия для формирования и развития потребности у ребёнка в познании окружающего мира на основе устойчивого интереса к предмету, развития творческой активности учащихся с учетом индивидуальных особенностей;
2) систематизировать учебные знания учащихся для развития исследовательских умений;
3) разработать и внедрить систему внеурочных занятий по предмету для формирования профессиональных интересов учащихся и развития практической направленности предмета;
4) создать систему работы с одаренными детьми;
5) повышать собственный научный уровень в области преподавания физики, продолжать работу по совершенствованию ведущих подходов к обучению физике, пополняя накопленный методический и дидактический материал.
Основные принципы работы учителя:
- принцип научности и доступности;
- принцип контекстности (использование текста для усиления познавательной активности и профессионального определения);
- принцип сотрудничества (отношения с учащимися строятся на взаимном доверии и уважении (педагогика сотрудничества);
- принцип индивидуальности (создание условий для развития индивидуальности личности);
- принцип диалогичности (преобразование учебного материала в основу для диалога, основанное на равноправии, доверии и взаимном уважении);
- педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, доверие к ним, соблюдение их интересов).
Реализация этих принципов определяет методический стиль учителя. Мой методический стиль - это постоянство в предъявлении разумных требований, создание на уроке ситуации успеха и атмосферы творчества, познавательного поиска, возможности самостоятельного действия, участие в диалоге без боязни высказывать свою точку зрения.
Особенности организации учебной деятельности учащихся.
Для достижения поставленной цели я использую технологию проблемного обучения. При планировании учебного занятия обращаю внимание на соотношение репродуктивной и творческой деятельности учащихся, на коллективные способы обучения, делаю опору на субъективность личности ребёнка, уровень его самостоятельности и мотивации, на возможность выбора способа действия. Применение проблемного метода изучения материала в сочетании с ИКТ даёт хороший результат.
Разумное и квалифицированное использование Интернет-технологий, способствует реализации стандарта образования, а также повышению интереса и мотивации учащихся к изучению физики, активизации их познавательной деятельности.
Реализуются следующие направления работы с использованием цифровых образовательных технологий:
• Использование компьютерных обучающих программ,
• Компьютерное моделирование физических процессов и явлений.
• Создание мультимедийных сценариев уроков.
• Использование ЦОР во внеурочной и урочной деятельности.
• Осуществление контроля знаний учащихся с использованием компьютерных программ и технологий дистанционного обучения.
• Использование сетевых ресурсов Интернет.
Сайт учителя позволяет: привлечь внимание к изучаемому предмету; расширить возможности работы с дополнительной информацией; осуществить индивидуальный подход и повысить качество усвоения и закрепления учебного материала при помощи различных материалов; развить навыки самостоятельной работы; развивать сотрудничество и партнерство между педагогом и учеником. Мой сайт: torgunova.ucoz.net
Создание на уроке ситуаций выбора, предоставляющих ученику необходимое пространство свободы для определения основных компонентов своего образования: целей, задач, форм и методов обучения, личностного содержания (сверх образовательного стандарта).
Обеспечение свободы самовыражения и возможности выбора на уроках физики осуществляется при помощи следующих средств: использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него виды и формы учебного материала, действия с учебным материалом и уровень его сложности; предоставление возможности выбора формы работы (индивидуальная, парная, групповая); создание ситуаций выбора способов, форм, методов контроля, исходя из параметров развития личности; предоставление возможности выбора вида, формы, объема и сложности домашнего задания; стимулирование к выбору и использованию разных способов выполнения задания; создание ситуаций нравственного выбора; создание ситуаций, позволяющих высказывать свою точку зрения, аргументируя свой ответ.
Ведущей формой обучения является урок, форма проведения которого определяется содержанием и задачами урока. Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. Наряду с традиционными методами обучения применяю инновационные, например, метод проектов, игру-соревнование, суды, свободные дискуссии, исследовательский метод.
Для создания условий для формирования и развития способностей и творческой активности учащихся я выстраиваю весь процесс обучения физике с учетом индивидуально-типологических особенностей личности.
При подготовке к уроку учитываю мотивационное обеспечение урока: постоянно стимулирую и мотивирую положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; создаю ситуации успеха; способствую развитию как "сильных”, так и "слабых” учащихся, сохраняю их веру в свои силы, даю толчок к самообразованию; стимулирую любознательность, познавательные интересы и способности. Сильную и устойчивую мотивацию изучения физики создаёт пробудившийся у школьников интерес к предмету. Я использую широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Приемы обучения
Прием “Нестандартный вход в урок”
Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Начинаю урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.
Приём “Вопрос к тексту”
Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу. Перед изучением учебного текста ставлю задачу: составить к тексту список вопросов. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.
Приём “Игровая цель”
Универсальный приём-игра, направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Позволяет включить в игровую оболочку большое число однообразных примеров или заданий. Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность.
Приём “Необъявленная тема”
Универсальный приём ТРИЗ, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока. Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
Также важным этапом каждого урока является этап рефлексии. Учащиеся на этом этапе осознают механизм познания, анализируют свою деятельность на уроке, оценивают значимость изученного материала.
В своей работе использую индивидуальные задания на практических работах, разрабатываю проверочные и контрольные работы и задания для проведения итоговых уроков по темам, используя технологию дифференцированного подхода. Такой подход позволяет любому ученику самому выбрать, попробовать, справиться, то есть дает возможность самоопределиться. Таким образом, осуществляется внутренняя дифференциация – учащийся осознанно берется делать то, что он в силах сделать на данном этапе обучения. Использую различные формы работы: индивидуальная, парная, групповая. Групповая и парная работа построена на принципе доверительности и равенства. В работе по формированию навыков решения задач учащиеся используют ресурсы кабинета (справочную литературу, наглядные пособия, компьютер). В целях развития навыков исследовательской деятельности обучаю ребят нетрадиционному способу решения сложных задач, в основу которого заложено выделение в задаче элементов исследования. Ведь как показывает практика, сложные задачи решают только те учащиеся, которые обладают в совершенстве навыками мыслительной деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска – основа для получения новых знаний.
Памятка.
- При первоначальном чтении условия задачи уясните, какие величины даны в условии и что требуется найти.
- Читая условие еще раз, выделите зависимости между величинами.
- Изобразите условие наглядно.
- Решите задачу.
- Проверьте, удовлетворяет ли полученный ответ условию задачи
- школьниками какого-либо вопроса из курса физики часто связаны с отсутствием навыков анализа функциональных зависимостей, составление и решения математических уравнений, неумением проводить алгебраические преобразования и геометрические построения. Сочетая экспериментальный и теоретический методы изучения физики, я выявляю сути физических законов на основе доступных школьникам понятий элементарной математики. Такой подход обеспечивает повышение уровня математических знаний, формирует логическое мышление. Школьники начинают испытывать удовлетворение, замечая, что абстрактные математические формулы и уравнения имеют реальное воплощение в физических процессах. Например, при решении любой задачи физики (Часть 1 ЕГЭ) мои ученики применяет одну из самых важных понятий - функция. Если при изменении одной физической величины изменяется другая, то мы имеем дело с функциональной зависимостью. Есть прямая и обратная пропорциональная зависимости. Затем записываем формулу, которая связывает искомую величину с данными в условии задачи величинами.
Если формула имеет вид y=kx, то зависимость прямо пропорциональная. Такой вид имеют много формул из разных разделов физики: m= ρ*V; λ=c*T; F=μ*N и т.д. Когда формула имеет вид дроби y=x/z, то величины y и x прямо пропорциональны. Это означает, что с увеличением (уменьшением) одной из них в несколько раз, во столько же раз увеличивается (уменьшается) другая величина.
Также привлекаю учащихся к выполнению творческих домашних заданий: подготовке докладов и рефератов, разработке кроссвордов по отдельным темам школьной программы по физике. Особое внимание уделяю подбору творческих заданий, выполнение которых требует от учащихся дополнительных знаний, и не только из области физики. Мои ученики участвовали во всероссийском конкурсе «Кругозор» ТГПУ «Педагогическая планета» конкурсная работа «Планетоходы» - 3 место, «Двигательные установки космических аппаратов» - участие, «Технология изготовления, сборки и испытаний ракетно- космической техники» - участие, «Аэрокосмический мониторинг» - участие. Участвовали во всероссийском конкурсе «Школьный кроссворд» ТГПУ «Педагогическая планета» конкурсная работа «Повторим физику 8 класс» 3 место, «Электромагнитные явления» 3 место, «Физика вокруг нас» участие.2016г.
Участвовали в творческом конкурсе «Детство без границ» 2018г. в номинации «Дорога в космос» 3 место.
Участвовали в городском брейн-ринге «Юрию Гагарину посвящается» 2016г 2 место
Участвовали в городском брейн-ринге «Звёздный полёт» 2018г 2 место.
Творческие задания, прежде всего, повышают интерес к предмету, развивают практическую направленность предмета, активизируют познавательную деятельность и систематизируют знания в комплексе с другими предметами. При выполнении таких заданий формируются информационные компетенции учащихся, поскольку при этом учащиеся используют дополнительные источники информации, в том числе, и информационно-коммуникационные. Я знакомлю учеников с критериями проектной и исследовательской деятельности, обучаю правилам написания проектов и научно-исследовательских работ. Мои ученики участвовали в городском конкурсе «Космос» 2016г: «Аэрокосмические системы» 1 место, «Системы жизнеобеспечения» 1 место, «История космонавтики» 3 место, «Космические аппараты» 2 место.
Участие в городском конкурсе «Космос» 2017г.: диплом 1 место в разделе «Космические аппараты», диплом 2 и 3 место в разделе «Астрофизика и астрономия».
Участие в городском конкурсе «Космос» 2018г.: диплом 1 место в разделах «Экология и космонавтика», «Астрофизика и астрономия», диплом 2 место в разделе «История космоса».
Научно-практическая конференция научно-исследовательских работ МБОУДОДГДДТ тема: «Мир детства и серьёзная наука» Дашков Д. Диплом победителя муниципального тура 2017г.
Научно-практическая конференция научно-исследовательских работ МБОУДОДГДДТ тема: «Законы физики и спортивные достижения» Фофилова П.. Диплом победителя муниципального тура 2018г.
На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяет метод проекта, т.к. это такой вид деятельности, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит конечный продукт. Для школьников с ограниченными возможностями здоровья бывает сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование, я считаю, корректирует эти недостатки. Поэтапное выполнение работы, благотворно влияет на эффективность развития творческих способностей. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу школьников. Поэтому в своей работе широко использую метод творческих проектов, в системе провожу уроки и внеклассные мероприятия с использованием равноправного сотрудничества педагога и обучающихся.
Систематическое и планомерное использование предлагаемых методов даёт положительный результат. Результативность системы:
1) все учащиеся усваивают учебный материал на базовом уровне;
2) повышается качество знаний по предмету;
3) растет количество и качество исследовательских работ;
4) растет количество участников олимпиад, турниров;
5) повышается профессиональная направленность предмета
Обобщение работы по становлению моей методической системы.
Становление методической системы учителя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие.
- я регулярно просматриваю появляющиеся материалы по методам, средствам и приёмам обучения; пополняю свои информационные банки;
- корректирую свою методическую систему (иногда меняются приоритеты при выборе ведущих компонентов – во многом зависит от контингента учащихся);
- нахожусь в состоянии постоянного самообразования – курсы повышения квалификации (очные и дистанционные), модульные дистанционные курсы, учебные курсы виртуальных университетов и дистанционных академий (очень много нужного узнаю из этих занятий).
Мои публикации:
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДВ-121086 от 04.11.15г Учебная карта учащегося по теме «Магнитное поле катушки с током»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-136925 от 01.07.16г«Кроссворд по физике на тему «Повторим физику 7 класса»»
Сайт Конспекты – Уроков.рф Свидетельство о публикации № Е13844 от 14.02.16г «Действие жидкости и газа на погружённое в них тело»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-175925 от 04.09.16г«Лабораторные работы по ОГЭ. Комплекты оборудования» в печатном издании Сборник материалов проекта «Инфоурок»
Сайт Контрольные -работы.рф Свидетельство о публикации № КР-27751 от 05.11.16г «Программированные задания по физике для 7 класса»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-736783 от 08.10.17г «Проблемно – развивающее обучение»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-810926 от 31.10.17г Рабочая программа по внеурочной деятельности «Физика для малышей»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-997406 от 30.12.17г «Здоровьесберегающие технологии на уроках физики»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-997587 от 30.12.17г «Контрольная работа по физике в форме ОГЭ. 9 класс»
Сборник статей Международного педагогического портала «Солнечный свет» Свидетельство о публикации № СВ612823 от 10.03.18г
«Национально – региональный компонент по физике»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-1350327 от 22.03.18г «Открытый урок по физике «Давление в жидкости и газе»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-1567286 от 09.05.18г «Методическая система учителя физики»
Сайт Инфоурок.ru Свидетельство о публикации № ДБ-1642873 от 27.05.18г «Современные модели обучения на уроках физики»
Участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах педагогов:
Сайт ТГПУ «Педагогическая планета» Всероссийский конкурс «Творческий урок» в номинации «Игровые уроки» Диплом победителя (3 место июнь 2015 №053/т/15)
СМИ «Умната» Всероссийский конкурс «Умната» Блиц – олимпиада «Построение урока в соответствии с ФГОС» Диплом победителя 3 степени
(06.03.2016 № umn1 – 156986)
Росконкурс.рф Всероссийский конкурс «Лучший открытый урок» Диплом победителя 1 степени (Март 2016 № 16955)
Сайт ТГПУ «Педагогическая планета» Всероссийский конкурс «Мозаика презентаций» в номинации «Презентация для внеклассного мероприятия» «Физика в нашей жизни» Диплом участника (май 2016 №173/м/16)
СМИ «Умната» Всероссийский конкурс «Умната» Блиц – олимпиада «Деятельностный подход в обучении» Диплом победителя 1 степени (05.11.2016 № umn1 – 250215)
Портал Единый урок.рф Диплом.Турнир на знание основ информационной безопасности «Сетевичок» 2017г.
Портал Единый урок.рф Диплом.Всероссийское тестирование педагогов.2018г.
Сайт Инфоурок.ru Всероссийский конкурс «Современный учитель 2018» Диплом участника (25.06.2018 №УГ-228008/5751)
Участие в конференциях, вебинарах:
Вебинар. «Физические задачи: понятие, классификация и методы решения». Издательство «Дрофа» 17.11.2015
Вебинар «Использование УМК по физике «Архимед» для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся». Издательство «Просвещение» 01.12.2015
Вебинар «Перспективные Направления оценки методологических умений в КИМ ОГЭ и ЕГЭ по физике» Издательство «Дрофа» 17.02.2016
Вебинар. Подготовка к ОГЭ по физике. Издательство «Легион» 24.02.2016
Вебинар. Развитие творческого потенциала и личностных возможностей ребёнка в процессе обучения и воспитания. Инфоурок. 19.03.2016
Конференция онлайн-школы «Фоксфорд» «Решения в области ИТ в образовании» (Сертификат № 995417-2604 От 28 марта 2016г).
Учебный курс «Создание 3D – миров и компьютерных игр средствами KODU GAME LAB» 16 часов ТГУ №225498 09.10.16 сайт Твой Курс
Вебинар «Примеры решения задач по физике (10-11). Статика». Издательство «Просвещение» 11.11.2016
Вебинар «Открытый урок. Строение солнечной системы». Издательство «Просвещение» 17.11.2016
Вебинар. Астрономия в школе: организационные и содержательные аспекты. Фоксфорд. 09.11.2017
Вебинар «Содержание курса астрономии «Небесная механика». Издательство «Просвещение» 12.11.2017
Вебинар «ОГЭ-2018: каких изменений ожидать». Издательство «Просвещение» 19.12.2017
<