Особенности нового ФЗ об образовании
1. Реформирование системы образовательного законодательства
Система правового регулирования образования сегодня включает значительное число нормативных актов различного уровня и направленности. Как известно, основные из них - до недавнего времени составлявшие специальные законы в сфере образования: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) и Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Закон N 125-ФЗ), а также акты различных отраслей права в части, в какой они регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением образовательной деятельности, что во многом является следствием специфики многообразных правовых связей в рассматриваемой сфере.
Несмотря на значительное число нормативных актов, регулирующих образование, важность образовательной сферы как элемента социализации личности, отраслевая принадлежность образовательного законодательства до сих пор остаются неопределенными. В модели советской системы правового регулирования образование имело значительные публично-правовые корни и образовательная сфера вплеталась в нормы административного права Между тем сегодня развитие частноправовых элементов в системе образования позволяет вести речь о том, что законодательство об образовании постепенно оформляется в самостоятельный правовой блок, в котором содержание административно-правовых норм отражает специфику образования как одной из сфер публичных (государственных) интересов.
Определяя современное состояние образовательного законодательства, следует отразить некоторые ключевые проблемы правового регулирования в образовании: системные свойства современного образовательного законодательства подтверждают отсутствие целостности системы правового регулирования. Закон N 3266-1, а также ряд иных нормативных актов заложили правовые основы законодательства об образовании на начальном этапе. Однако социальная функция законодательства периода становления образовательных институтов в современных условиях не отвечает требованиям социально-экономического развития государства и общества, реальным потребностям образовательной сферы.
Как системообразующий акт Закон об образовании подразумевал принятие на его основе специализированных нормативных актов, в том числе касающихся различных уровней образования. Однако в этой части образовательное законодательство не пошло по указанному направлению, за исключением, правда, сферы высшего образования, где все же был принят специальный закон. В итоге многие важные аспекты правоотношений, возникающих в отдельных подсистемах российского образования, остались не урегулированными на законодательном уровне. Отмечаемый в литературе (Козырин А.Н. Современные контуры образовательного права // Закон. 2007. N 4.) административно-хозяйственный характер образовательного законодательства в последнее время обнажил свои недостатки путем выявления пробелов в регулировании собственно образовательного процесса и его организации. В частности, в обоих Законах отсутствуют нормы, определяющие порядок получения образования на возмездной основе и оказания платных образовательных услуг, правила ведения экспериментальной и инновационной деятельности, правовые условия внедрения новых форм и технологий организации образовательного процесса, иных институтов, возникновение которых связано с реализацией основных направлений модернизации системы образования и др.
Отдельная проблема - дублирование норм законодательства об образовании законодательными актами других отраслей права, представленными в виде как целых институтов, так и отдельных норм, касающихся вопросов образования.
Действующая система правового регулирования слабо реагирует на процессы глобализации на фоне создания единого образовательного пространства и предполагающих унификацию норм национального законодательства в рамках гармонизации инструментов правового регулирования. На этом фоне существенно возрастают противоречия российского образовательного законодательства с положениями международных правовых актов, например порядка признания документов иностранных государств об образовании и др.
В образовательном законодательстве велик вес подзаконных и инструктивных актов. Подзаконная нормативная база представлена большим массивом актов Правительства РФ, в основном постановлений, принятие которых прямо или косвенно предусмотрено Законами N 3266-1 и N 125-ФЗ. Существенную долю в правовом регулировании составляют акты бывшего СССР, официально не отмененные и продолжающие действовать по вопросам, прямо не урегулированным в современных правовых актах.
Значительно усложняют правовое регулирование ведомственные акты, принимаемые органами исполнительной власти, в том числе нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России), Госкомвуза России, Минобразования России, Минтруда России, Минздравсоцразвития России. Только за период с 2006 по 2009 г. Рособразованием направлено порядка 50 писем различного содержания, а Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) издано более 80 аналогичных документов, в большинстве не имеющих нормативного характера, хотя подчас служащих единственным ориентиром в поиске необходимой правовой информации. Объемный удельный вес писем в практике регулирования деятельности образовательных учреждений (как разъяснительного, так и рекомендательного характера) обычно берется на вооружение в качестве нормативных актов.
К тому же следует учесть постоянное внесение изменений в образовательные нормативные акты, неустойчивость норм федерального законодательства. К слову, попытки обновления законодательства об образовании неоднократно предпринимались с начала 2000-х гг., а в последующем превратились в перманентный процесс. Только в период с 2002 по 2009 г. в Законы N 3266-1 и N 125-ФЗ было внесено более 200 законодательных инициатив, принято около 50 федеральных законов.
Корректировки образовательных законов весьма наглядно отражают проблемы не только его внутренней структуры, но и содержания правовых норм. Стабильность нормативного акта является лучшим подтверждением использования эффективных правовых конструкций, устоявшихся под действием времени и социальной практики.
Дальнейшее движение в развитии правового регулирования образования направлено на формирование логичной упорядоченности правового материала на основе стратегии обобщения накопленной практики реализации существующего законодательства.
Вместе с тем наличие значительного объема подзаконной базы в сфере образования требует тщательного юридического анализа. Определенная "инвентаризация" именно таких документов с обобщением практики заложенного в них правового регулирования в одном или нескольких актах представлялась бы весьма адекватным методом решения накопившихся нормотворческих проблем.
Однако для соблюдения указанной выше правовой логики развития образования предпочтительным выглядит принятие самостоятельного законодательного акта, комплексно отражающего вопросы всей образовательной сферы на всех этапах становления и развития личности. Это вместе с тем позволит наконец разграничить законодательное и подзаконное регулирование с учетом достаточно объемной базы актов - результатов образовательного нормотворчества различных органов исполнительной власти, учесть содержательные и формально-юридические проблемы правового регулирования.
Одной из причин системной разработки нового законодательства следует назвать и процессы глобализации, происходящие на фоне формирования и развития информационного общества. В свою очередь, международные обязательства в образовании, принятые Россией, делают актуальным вопрос о модернизации образования и системном реформировании образовательной нормативной базы с учетом современных стандартов правового регулирования.
В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию (1999 г.) и вступила в Болонский процесс, который предполагает создание единого образовательного пространства, мобильность студентов, унификацию правового статуса российских и европейских образовательных организаций. Базой для Болонской декларации послужили университетская хартия Magna Charta Universitatum (Болонья, 1988 г.) и Сорбонская декларация - Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования (1998 г.), в числе основных приоритетов выдвигающие идеи фундаментальных принципов единого европейского пространства и единой зоны высшего образования для развития европейского континента. Болонская декларация определяет интеграцию не только систем образования европейских государств, но и иных общественных институтов. Современное правовое регулирование образовательной системы требует обеспечения стабильности и преемственности законодательства об образовании.
Обозначенные причины весьма наглядно показывают потребность систематизации и модернизации образовательного законодательства исходя из приоритетных направлений развития образования и образовательных потребностей граждан и долгосрочной социально-экономической политики государства.
Таким образом, необходимость реформирования образовательного законодательства в настоящий период вызывается объективными противоречиями в образовательной сфере. Динамичное развитие и процессы модернизации системы образования наряду с разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением являются основными факторами, определяющими на современном этапе необходимость содержательной корректировки институтов образовательного права. Основой для разработки законопроекта послужил ряд нормативных актов, определивших условия законотворческой деятельности. Среди них нужно отметить Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 N 178, установивший Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 г. В их числе, в частности, определено совершенствование образовательного законодательства в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития страны.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 389 "О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации" были определены состав и порядок работы группы по подготовке законопроекта. Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности 1 июня 2009 г. были утверждены Концепция и техническое задание на разработку законопроекта.
По подсчетам Минобрнауки, новый закон в той или иной степени затрагивает интересы почти всех жителей РФ и все сферы экономики. Поэтому законопроект и получил столь широкое обсуждение, а точнее сказать, не на шутку встревожил как минимум 40 млн россиян, которых он касается напрямую. В профильный комитет Госдумы обратились 600 тыс. граждан, поступило 40 тыс. коллективных сообщений. Из них отобраны 11 тыс. замечаний и предложений. В итоге объем законопроекта составил 170 статей на 400 страницах, не считая почти 600 страниц поправок.
|
Проект Закона "Об образовании в Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством РФ согласно распоряжению от 31.07.2012 N 1386-р. Официальными представителями от Правительства РФ в Государственной Думе были назначены министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов и статс-секретарь заместителя министра Н.В. Третьяк.
N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации
Законопроект №121965-6 внесён ……………………………………03.08.2012
Рассмотрен в первом чтении Государственной Думой…………16.10.2012
Принят Государственной Думой…………………………………...21.12.2012
Одобрен Советом Федерации………………………………………...26.12.2012
Подписан Президентом……………………………………………….29.12.2012
|
Принятый Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние два десятилетия и призван решить накопившиеся проблемы в системе образования и основных ее элементов.
Изначально предполагалось, что принятый в прошлом году новый закон «Об образовании» вступит в силу уже с начала 2013 года. Но Минфин в своем отзыве на законопроект возразил: ожидается резкое увеличение расходов субъектов Федерации, которые еще не успели отразить предстоящие затраты в своих бюджетах. Чтобы сохранить стабильность бюджетного процесса, регионам дали полгода на принятие поправок и главное – на изыскание дополнительных средств.
В целом реализация закона потребует дополнительных расходов в 2013 году (в ценах 2011 года) из федерального бюджета в сумме 16,1 млрд рублей, а из бюджетов субъектов Российской Федерации – 405,1 млрд рублей! В основном увеличение происходит из-за самой важной социальной новеллы – повышения зарплаты учителей до уровня не ниже средней по региону. И повышение это должны обеспечить субъекты Федерации. Причем платить теперь должны не муниципалитеты (они теперь должны лишь следить за состоянием зданий), как ранее, а именно субъекты Федерации. И в этом заложена мина замедленного действия, поскольку компенсировать субъектам затраты Федерация не намерена. На обеспечение бесплатного образования (инвентарь, учебники и прочее) расходы субъектов вырастут на 157,9 млрд рублей при сокращении расходов местных бюджетов на 112,36 млрд рублей. Зарплаты учителей обойдутся федеральному бюджету в 26,9 млрд рублей, а субъектам Федерации – в 247,2 млрд рублей, почти в десять раз больше.
|
2. Цели и задачи нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
В правовых основах образовательной политики, ключевую роль играют идеологическая и организационная ее основы. Идеологической основой образовательной политики РФ на современном этапе можно считать Национальную доктрину образования в Российской Федерации на период до 2025 г. В ней определены основные направления образовательной отрасли и ожидаемые результаты от их реализации.
Целевая составляющая любого нормативного акта опирается на основные направления государственной политики, в известной степени отражающей интересы и приоритеты развития государства и общества в определенной сфере. Цели нового Закона:
· создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства. Немаловажными представляются также потребности развития инновационной экономики, учет международных обязательств России в сфере образования;
· комплексную модернизацию законодательства об образовании, учитывающую запросы современного развития страны, потребностей общества и отдельной личности;
· установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования;
· повышение эффективности механизма правового регулирования за счет адекватных приемов юридической техники конструирования правовых норм, исключения возможности их дублирования, различного толкования, максимального сокращения подзаконной нормативной базы и одновременного обеспечения прямого регулятивного действия положений законодательного акта;
· обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ за счет сохранения образовательных и правовых институтов, зарекомендовавших себя на практике.
При этом базовые принципы и нормы, закрепленные действующим законодательством, расширяются основными перспективными направлениями, воспринятыми современными запросами глобальной экономики, развития информационного общества.
Массовая школа — институт до безумия консервативный. Образовательный канон соблюдается жестко: урок идет 45 минут, парты в классе расставлены рядами, в начале года проводится торжественная линейка с участием ветеранов войны, … То же самое с вузами: лекции, семинары, зачеты, экзамены, деканы, факультеты, кафедры.
Но то образование, которое создавалось для нужд индустриализации и преодоления массовой неграмотности, уже неактуально. На планете новая экономика, новые технологии, новые вызовы. Глобализация, компьютеры, планшеты, всеобщий интернет, искусственный интеллект, Википедия, машинные переводчики…
Нам кажется, что ЕГЭ— это великие реформы образования. На самом деле это лишь мелкая организационная модификация. Содержательные реформы тоже происходят. Например, в российских школах постепенно отходят от принципа «учитель говорит — ученик запоминает, учитель проверяет — ученик отвечает» и все больше делают ставку на самостоятельные исследования школьников — проекты. Если образование хочет отвечать нуждам меняющегося общества, оно должно подвергнуть ревизии все свои константы.
|
В частности, к таким базовым установкам можно отнести:
ü обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями;
— Старой школе и старому университету нет места в мире будущего. Человек сможет собирать свое персональное образование без традиционных институтов. Я не исключаю, что в 2030 году постоянное обучение в школе или вузе станет уделом неудачников. Про таких будут говорить: «Он не смог сам сконструировать свое образование…» — считает Павел Лукша, директор корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» и один из главных создателей форсайт-прогноза «Образование-2030».
А образование будущего представляется как эдакий конструктор, который ученик собирает самостоятельно Обычная районная школа такой комплект вряд ли предоставит, но это не проблема — на дворе 2030 год и детали конструктора разбросаны по всему пространству: интернет, университеты (как свои, так и зарубежные), мультимедийные учебники, специализированные курсы, неформальные образовательные сообщества.
Предполагается, что в будущем персональными окажутся не только набор курсов и их содержание, но и учебники. Эксперты АСИ говорят о появлении «Алмазного букваря», этот образ взят из фантастического романа Нила Стивенсона: учебник начинят искусственным интеллектом, и он сможет подбирать образовательные материалы — фото, тексты, видео, задания, схемы — под потребности каждого конкретного ученика, причем неважно, шесть лет этому ученику или шестьдесят. Ничего принципиально невозможного в этом нет.
Еще одна фишка, которую обещают в будущем: образование станет постоянным, непрерывным и тотальным. Например, с помощью образования можно вернуть семьям былое единство
|
В Америке очень высок интерес педагогической общественности к Японии, которая за исторически короткие сроки достигшую выдающихся научных и технических успехов во многом благодаря своей системе образования. Возможно, потому, что Япония, как и Россия, была страной догоняющей модернизации, японская система образования, как и советская, централизованная и уравнительная, а по своему типу скорее является школой знаний, чем школой компетенций. Как заметил один из наших ученых педагогов, изучавших японскую систему образования на месте, что называется методом погружения, «стремление [Японии] минимизировать элективное обучение и сохранить под лозунгом эгалитаризма максимально единообразные программы напоминает школьную политику в бывшем Советском Союзе».
|
ü признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей. Реализация данного принципа предполагается и через обеспечение равного доступа государственных, муниципальных и частных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов;
У российских университетов есть поводы для паники. Что такое университетское образование? Это некий авторитетный человек — профессор — выходит к аудитории и что-то рассказывает. Аудитория это записывает, а потом сдает экзамен, то есть демонстрирует, что усвоила мысли этого профессора.
Но почему профессор должен обязательно находиться в той же аудитории, что и студенты?! Современные технологии позволяют сделать университетское образование доступным вне зависимости от того, где человек находится — в глухой российской деревушке или на Западном побережье США. Не исключено, что такие наднациональные «университеты миллиардов» могут всерьез потеснить традиционные вузы. Но здесь встает вопрос: а как проверять полученные знания? Здесь как минимум два пути. Первый — задействовать возможности искусственного интеллекта. Системы анализа текста вполне способны оценить даже творческие работы типа эссе или раздела «С» в ЕГЭ. Другой вариант основывается на социальных сетях. Одни студенты проверяют других, образуется класс добровольных тьюторов и наставников. При желании каждый профессор или успешный специалист может создать свою армию с офицерами, гвардейцами, резервистами, новобранцами и т.д.
В прогнозах АСИ очень много говорится про виртуальные миры и планетарные сети. Наверное, за этим действительно будущее. Но тут же начнет образовываться дефицит реального общения. Ведь хороший профессор не только зачитывает лекции. Он общается со студентами, реагирует на их мимику, показывает свои модели поведения. Это и есть настоящее образование. И в будущем возможно появление очень-очень элитных структур, в которых преподаватели, как во времена Античности, будут прогуливаться по реальным садам с реальными студентами.
|
ü открытость системы образования внешним запросам. Имеется в виду развитие механизмов общественного участия в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности, в частности в форме проведения общественной и общественно-профессиональной аккредитации, участие в подготовке федеральных государственных образовательных стандартов и др
ü Кроме того, к принципам добавляется информационная открытость образовательных организаций для потребителя услуг. В связи с этим закрепляются обязательное ведение интернет-сайта образовательной организации, установление перечня информации, обязательной для размещения и опубликования, публикация отчета о самообследовании и др.
Менеджера среднего звена, грамотного чиновника, автомеханика можно подготовить сегодня в любой европейской стране. Но «человек знания», способный сделать что-то свое в современной высокой науке и технике, — это обычно Московский университет или Физтех. Таким образом, «компетентностный уклон» в европейской идеологии образования — это, скорее, дипломатия, имеющая целью смягчить противоречия между странами, которые движутся на разных скоростях. Во всяком случае, в странах с первоклассной наукой акцент по-прежнему делается на передачу знаний как безусловную основу образования.
|
Что случится со школами и вузами через 15–30 лет? люди будут учиться всю жизнь, одного профессора сможет слушать миллиард студентов, а за игру в «Цивилизацию» будут ставить оценки. На основе этого прогноза отдел науки «Русского репортера» выделил основные тренды развития образования
Таблица 1: Высшее образование
2010 г.
|
2030 г.
|
Студенты учатся
|
«Студенты» используют пространство университета как ресурс для саморазвития в сфере познания мира, профессионального роста и бизнеса
|
Профессора учат
|
Профессионалы формируют себе команду
|
Вуз как структура, независимая от студентов
|
Вуз как «холдинг» студентов
|
Таблица 2: Среднее образование
2010 г.
|
2030 г.
|
Школьная система
|
«Школа» как множество форм обучения
|
Учителя учат учеников
|
Учителя как наставники, «ученики» и «учителя» взаимно обучаются
|
Профессиональные педагоги
|
Профессионалы как педагоги
|
Школа (традиционная) — «для жизни»
|
(Традиционная) школа — для неудачников
|
Таблица 3: Школа на всю жизнь
2010 г.
|
2030 г.
|
Прагматичное образование.
|
Образование как способ жизни
|
Образование как обучение
|
Нахождение аутентичности
|
С возрастом снижение спроса на образование
|
С возрастом повышение спроса на образование
|
Образование происходит вне семьи
|
Семья объединяется через образование
|
Школа (традиционная) — «для жизни»
|
(Традиционная) школа — для неудачников
|
|
3. Новации в образовательном законодательстве
Касаясь непосредственных новаций, можно выделить ряд принципиальных положений. Так, законодательное оформление получили такие важные аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями. Отдельные главы Закона посвящены регламентации правового положения образовательных организаций и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в законопроекте подробно урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке. Особое внимание в новом Законе уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных организациях, обеспечивающим возможность осуществления инклюзивного и интегрированного образования. Одной из новелл Закона является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения (образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и др.). В частности, впервые в нем выделены отдельные нормы, посвященные:
· кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;
· сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;
В законе закреплены разные комбинированные формы обучения, так называемое сетевое обучение. В первую очередь оно касается колледжей, которые готовят кадры в основном под конкретные заказы предприятий. То есть студент получает от профессоров теоретические знания, а практикуется либо на предприятии, либо на специальной учебно-производственной площадке. Но, собственно, это практиковалось уже давно.
Вообще, процентов на 90 новый закон просто закрепляет прежний опыт, полученный ранее в экспериментальном режиме, что специалисты считают весьма удачной моделью законотворчества. Как говорится, протоптанные тропинки закатали асфальтом. Взять, например, то же самое сетевое обучение, которое вроде бы звучит как новелла. На самом деле сетевая форма образования довольно широко использовалась и используется общеобразовательными организациями: проекты «Школа – вуз», «Школа – межшкольный учебный комбинат», «Школа – ПТУ – колледж – вуз», «Школа – производство», «Школа – социокультурный комплекс» и другие.
|
· использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
— Если брать как некий объективный ориентир рынок образования в Северной Америке, то его опыт показывает, что есть все основания для того, чтобы дистанционное высшее образование быстро развивалось и на постсоветском пространстве. Совершит ли обучение через интернет какую-то глобальную революцию в системах образования, говорить преждевременно постольку, поскольку всегда были, есть и будут ниши традиционного планового образования и ниши дополнительного образования. Классические образовательные продукты, предполагающие последующую сертификацию, аккредитацию, выдачу дипломов и так далее, — одна история, а самообразование — история другая. Если в первом случае пока идет поиск новых подходов, то во втором революция уже свершилась: появилась масса онлайн-курсов самой разной направленности. При этом надо понимать, что есть существенная разница между тем, чтобы сделать просто какой-нибудь хаотичный онлайн-курс, который станет неким вкраплением в траекторию саморазвития, и тем, чтобы развернуть полноценную образовательную программу онлайн. Во втором случае курсы должны каким-то образом пересекаться с точки зрения траекторий обучения, должны быть взаимоувязаны различного рода контрольные мероприятия и так далее.
Какие есть преимущества у онлайна? Все меряется. Меряется успеваемость, меряется посещаемость, меряется уровень когнитивного восприятия информации. Можно эффективно замерять успеваемость ученика, а у ученика есть возможность потреблять контент в удобном темпе. Ведь, скажем, на классическом занятии в два академических часа каждый из двух десятков учеников все равно уникальным образом потребляет информацию. Но измерить, кто потребил лучше, кто хуже на самом занятии не представляется возможным. В онлайне это возможно.
Достаточно далеко продвинулись и технологии, предполагающие и живой, и асинхронный форматы общения. Проработаны форматы общения студентов друг с другом, в том числе при выполнении групповых заданий. Отработаны технологии проверки выполнения заданий студентами друг у друга.
В России понимание проблематики онлайн-образования начинает формироваться. Об этом говорят достаточно активно, поскольку уже ясно, что с применением интернет-технологий конкурентная борьба за слушателя приобретает другие очертания. Многие зарубежные игроки (университеты, крупные площадки-агрегаторы и прочие) уже начали охотиться на русскоязычных, российских абитуриентов, студентов, слушателей. Поэтому российская образовательная система начинает реагировать, предпринимать какие-то практические шаги. Пока это происходит недостаточно быстро, хотя в области интернет-образования появилась, например, и какая-то стартап-активность.
|
· обучению по интегрированным образовательным программам;
· образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.
Хотя в прежнем законе ничего не было сказано об электронном обучении и инновационных формах обучения, они тоже давно применялись в школах. Другое дело, что закрепленная в новом законе возможность электронного, то есть дистанционного, обучения предусматривает наличие у школы необходимой техники. Это означает, что у каждого учителя должен быть ноутбук или планшет, Такой опыт уже есть. Например, в Пензенской области в рамках модернизации образования все учителя были обеспечены сначала нетбуками, а потом и ноутбуками. Школы подключены к сети Интернет, имеют сайты, их пополняют интерактивными досками, компьютерной техникой и IT-технологиями, внедряют электронные дневники и электронные классные журналы. В рамках пилотного проекта организовано дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями. Учителя осваивают IT-технологии и методики их применения.
В целом все это, конечно, увеличивает доступность образования. Например, учителя школ и гимназий в беседах жаловались нам, что выделяемые за счет средств государства интерактивные доски постоянно ломаются. Починка обходится дорого, в результате приходится рядом снова вешать обычную доску. Поэтому не ясно, какая судьба ждет предусмотренные законом электронные учебники.
|
В Законе на основе положений Конституции РФ и с учетом Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации, а также корректируются названия отдельных уровней:
уровни общего образования:
1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование;
3) основное общее образование; 4) среднее общее образование;
уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Новые нормы – старые формы
Немало споров в преподавательском сообществе вызвало и нежелание Минобрнауки вернуться к начальному профессиональному образованию. Речь идет о ПТУ. Многие сетовали на то, что стране не хватает рабочих рук, поэтому ускоренное обучение работе за станком позволит производителям получить квалифицированных токарей. Однако деловые круги возразили: современным производствам нужны не просто руки, но и головы. Поэтому в итоге в новом законе начальное профессиональное образование стало частью среднего профессионального. Это предлагает два вида программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.
|
Одновременно Закон предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, в профессиональных образовательных организациях, организациях дополнительного образования и в ряде случаев в общеобразовательных организациях - на третьей ступени общего образования.
Кроме этого вводится еще один уровень высшего образования - высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, к которым будут отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки. Введение такой подготовки в качестве самостоятельного уровня высшего образования также соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.
С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования Законом систематизируется и расширяется видовое разнообразие образовательных программ, обеспечивающих мобильность и более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. К основным образовательным программам относятся основные, основные профессиональные программы, а также программы профессионального обучения. В частности, помимо предусмотренных действующим законодательством в области образования к числу образовательных программ высшего образования Законом также отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки.
Выделяются программы прикладного и академического бакалавриата. К ним относятся дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные программы. В рамках последних выделены новые виды программ - общеразвивающие и предпрофессиональные.
В Законе введено новое понятие - "организации, осуществляющие образовательную деятельность", к которым относятся собственно образовательные организации и иные организации, занимающиеся обучением. Это связано с тем, что законопроектом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к данной деятельности. В частности, предусматривается, что научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение и (или) оздоровление детей, и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по ряду основных и дополнительных образовательных программ.
Одними из важных новаций Закона N 273-ФЗ являются упорядочение типологии образовательных организаций, попытка более четко разграничить различные типы образовательных организаций, снять избыточное дробление образовательных организаций на типы и виды, создающее необоснованные административные барьеры, трудности при лицензировании и государственной аккредитации. В связи с этим в Законе закреплено деление образовательных организаций на типы - по уровням реализуемых программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации, исходя из того, что она может реализовывать также основные программы других уровней образования, дополнительные образовательные программы.
Взамен этого предусматривается возможность использования в наименовании образовательной организации специальных названий исходя из осуществляемой деятельности (уровни и направленность образовательных программ, интеграция их различных видов, специальные условия их реализации и (или) особые потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемых функций, связанных с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).
Особое внимание в новом Законе уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов участия работодателей в оценке качества образования вводится институт профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
вводимые Законом N 273-ФЗ новации позволят сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в данной сфере, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, что значительно укрепит защиту интересов личности в этой области.
4. Новая терминология образовательного законодательства
Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» знаменует собой появление дефинитивного аппарата, который определяет наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его использование в рамках толкования отдельных норм. Всего в законе представлены 34 понятия.
1. Образование (определение)
|
в законе 1992 года
|
в действующем законе
|
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)
|
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
|
По сути, определение восполняет пробел предшествующих 20 лет, когда вместе с идеологией из процесса образования было практически полностью исключено воспитание. Эта ошибка привела к трагическим последствиям для подрастающего поколения. Сегодня эта ошибка исправлена и образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Второй важный компонент этого ключевого термина заключается в понимании цели обучения. Здесь прямо указаны потребители процесса обучения: человек, семья, общество и государство. Также в данном определении выделено содержание образования - не как получение бессистемных знаний, а как совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта. Еще Ф. Энгельс писал: "Суха теория - зелено древо жизни". Таким образом, для получения законченного образования мало только теоретических знаний, необходимы еще практические навыки, на выработку которых у обучаемых и нацелено образование. Наконец, цель получения образования - формирование не просто человека, а комплексно подготовленной, самодостаточной личности, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности.
2. воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
|
Воспитание поставлено выше образования, с выделением в личности человека элементов самоопределения и социализации. Самоопределение или самосознание предполагает, что только адекватно воспитанный применительно к потребностям данного общества человек в состоянии правильно определить свое место в жизни, без самоуничижения и переоценки своей значимости, что одинаково негативно воспринимается обществом и самим человеком.
Что касается социализации, то давно еще отмечено: "Жить в обществе и быть вне общества нельзя". Таким образом, это означает вписанность в окружающую общественную среду. Это приобретает особый смысл, поскольку человек, получивший образование, невольно меняет круг общения, интересов, принадлежность к социальному классу, группе. Поэтому очень важно в процессе воспитания привить ему навыки нового общения.
3. обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
|
Помимо отмеченных выше признаков этого процесса как образования необходимо отметить, что одной из задач обучения является формирование у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Такая мотивация обусловлена постоянно меняющимися условиями жизни и ускорением процесса ее эволюции. Карл Ясперс в прошлом веке заметил: "В наше время нужно очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте".
4. уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований
|
Уровень образования - завершенный цикл образования. Отныне в прошлое уходят понятия "неполное или неоконченное высшее". Цикл обучения может быть только полным, подтвержденным соответствующим документом об образовании. Во всех остальных случаях признается только предшествующий уровень образования. Иными словами, академическая справка, выданная вузом своему бывшему студенту, позволяет только продолжить получение высшего образования в другом вузе, но не подтвердить уровень образования.
5. квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности
|
Понятие "квалификация, означает готовность к выполнению того или иного вида профессиональной деятельности.
6. федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
|
Термин "федеральный образовательный стандарт" изначально использован в Конституции РФ и означает установление государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определенный вид профессиональной деятельности, утвержденный Министерством образования и науки РФ (ч. 5. статьи 43 Конституции РФ).
7. образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации
|
Понятие "образовательный стандарт" означает совокупность обязательных требований к высшему образованию. Отличие стандартов этого вида от предыдущего состоит в том, что его содержание утверждается законом или указом Президента России. Получается, что стандарт, охватывающий меньший объем знаний, умений, навыков и компетенций, имеет более высокий юридический статус.
8. федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти
|
Термин "федеральные государственные требования" означает требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по ним, утвержденным Министерством образования и науки РФ.
9. образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов
|
Сама "образовательная программа" включает комплекс обязательных элементов: объем, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы Обращаем внимание на то, что перечень элементов учебной программы является открытым, т.е. предусматривает возможность ее дополнения, что превращает ее в примерную программу.
10. примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
|
закон трактует примерную образовательную программу как комплекс образовательных услуг. По мысли ряда авторов, такой подход противоречит смыслу Конституции России и логике развития юридических отношений. Если одна сторона (в данном случае - физическое лицо) имеет на что-то право, то другая сторона общественного отношения (государство) обязано это право обеспечить. Обеспечение этого права никак не может выглядеть в форме услуги (услужающий - прислуживающий кому-либо лакей)
|