Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 13.12.2025, 04:56

Физика вокруг нас

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование технологических карт на уроке

Использование технологических карт на уроке

 

Какие требования выдвигает ФГОС на всех уровнях образования? Стандарт выдвигает три группы требований:

·                     новые требования к результатам освоения образовательной программы;

·                     новые требования к структуре образовательной программы;

·  новые требования к организации образовательного процесса, к условиям реализации образовательной программы.

 В основу ФГОС на всех его уровнях положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества. Целью современного образования становится развитие воспитанника как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде только знаний, умений и навыков. Современный стандарт выдвигает на первый план еще один результат - уровень развитости личностных качеств.  Задача современной школы - формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого . Требования к результатам образовательно-воспитательного процесса сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:

•              сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

•              сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

•              сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

•              знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе понимания различных точек зрения; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

Другими словами, речь идет о потребностно-мотивационной сфере современного ребенка: Какие потребности у него есть? Какие из потребностей наиболее актуальны и почему? Какие цели ставит ребенок? Есть ли вообще у ребенка цели, побуждающие его действовать? Как он планирует достигать этих целей?

Предметные результаты

 предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний и систему предметных действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания (другими словами, речь идет о знаниях, умениях, навыках).

В системе предметных знаний можно выделить базовые знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие базовую систему знаний.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ и на сегодняшний день оцениваются по 5-ти бальной системе.

В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. 

Предметные результаты преимущественно формируются в рамках объяснительно-иллюстративного и алгоритмического методов (лекция о новой системе методов обучения стоит первой в нашем курсе повышения квалификации, поэтому, прежде чем читать данную лекцию, просим познакомиться с лекцией о современной системе методов обучения). Объяснительно-иллюстративный и алгоритмический методы являются преимущественно репродуктивными.

А вот метапредметные результаты формируются преимущественно в рамках проблемно-эвристического и проектно-исследовательского методов обучения, которые являются по содержанию деятельности продуктивными.

Метапредметные результаты

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, исследовательские работы на межпредметной основе и пр.

Совершенно особое значение приобретает развивающая функция обучения, которая должна быть ориентирована на развитие метапредметных результатов. Здесь акцент переносится на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки части заданий на уроках теперь будут выглядеть несколько иначе. На уроках предлагается не только усвоить конкретные знания, как было раньше, но и научить работать с популярными естественнонаучными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.

Основной задачей и критерием оценки метапредметных результатов выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия (УУД)

 

-                     личностные      познавательные     регулятивные        коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия полностью по содержание ориентированы на описанные выше личностные результаты.

Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия  включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

-  структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

-  моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

-  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  подведение под понятие, выведение следствий;

-  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-  доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-  формулирование проблемы;

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные универсальные учебные действия:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-  планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-  коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

-  оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

-  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 

Поставленная задача развития универсальных учебных действий требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологии обучения. Особое место среди технологичных подходов в образовании отводится ИКТ. Среди педагогических технологий могут быть названы технология обучения в сотрудничестве, технология проблемного обучения, дискуссионные технологии.

 

Встает вопрос: Как построить занятие, чтобы не только получать ЗУНовский результат, но и активно развивать УУД?

Ответить на данный вопрос помогает технологическая карта урока, занятия.

Технологическая карта (ТКУ) – это модернизированный план урока. В ней спланирована не только деятельность учителя но и работа ученика, воспитанника, направленная на достижение прочных знаний и формирование универсальных учебных действий, предметных или метапредметных результатов. ТКУ помогает реализации главной цели образования  - научить учиться, рационально распределять время во время урока.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Существует множество различных карт (см. приложения 1-5).

Все разработанные карты имеют свои плюсы и минусы. Например, карта из Приложений 1,2 позволят учителю при их составлении очень хорошо отрефлексировать все этапы урока, осмыслить все применяемые методы работы, но при этом составление таких карт требует много времени. Карты из Приложений 3,4,5 требуют меньше времени, но при этом они ориентированы преимущественно на метапредметные и предметные результаты и общее понимание того, какие формы работы с обучающимися используются - репродуктивные (воспроизведи за учителем, повтори за учителем, сделай типовую задачу) или продуктивные (придумай, объясни, докажи).  Все рассмотренные технологические карты ориентированы на структурированный самоанализ деятельности на уроке учителем. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Технологическая карта позволяет учителю в дальнейшем провести эффективную оценку каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести системный анализ  урока.

Например:

·                     реализацию учителем целей урока;

·                     использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

·                     осуществление оценивания и контроля.

На уроках с использованием технологической карты репродуктивные методы обучения уступают место частично – поисковым, проблемным, продуктивным.

Технологическая карта позволит учителю:

·                     реализовать планируемые результаты ФГОС;

·                     определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

·                     системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

·                     осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

·                     определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

·                     проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

·                     определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

·                     на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

·                     выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

·                     соотнести результат с целью обучения;

·                     обеспечить повышение качества образования.

ВАЖНО: Технологическая карта должна составляться не только для предметных уроков, но и для занятий воспитательной направленности.

ПРАКТИКА Возьмем технологическую карту из Приложения 4 (Урок окружающего мира в 4 классе) и переделаем ее – оформим данный урок так, как предложено в Технологической карте из Приложения 5.

Этап урока

Время для этапа

Универсальные учебные действия (УУД)

 

Познавательные УУД

 

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поработаем с 4-м этапом урока:

«Детям предлагается ответить на вопрос: Кого можно назвать патриотом России?

Для разрешения проблемы организуется групповая работа.

В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются»

Зададим себе вопрос: Какие познавательные УУД развиваются на данном этапе урока?

Посмотрим на список общеучебных познавательных УУД.

Общеучебные универсальные действия:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;

-  структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

-  моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

 

Вопрос: происходит ли на данном этапе урока самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели обучающимися? Ответ: нет.

Вопрос: происходит ли на данном этапе урока поиск и выделение необходимой информации обучающимися, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации? Ответ: нет

Вопрос: происходит ли на данном этапе урока структурирование знаний? Ответ: да. На данном этапе урока обучающиеся должны сопоставить введенные учителем понятия «патриот», «патриотизм» с конкретными гражданами, с конкретными современниками (политических деятелей, артистов, спортсменов, соседей, родственников и т.д.) или историческими деятелями.

Вопрос: происходит ли на данном этапе урока осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме? Ответ: да.

Вопрос: происходит ли на данном этапе урока  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий? Ответ: нет

И таким образом, перебирая перечисленные общеучебные УУД, мы понимаем, происходит ли их развитие на данном этапе занятия или нет. Точно также мы поступаем и с логическими познавательными УУД, и с коммуникативными УУД, и с регулятивными УУД.

В итоге технологическая карта для четвертого этапа занятия будет выглядеть вот так:

Этап урока

Время для этапа

Универсальные учебные действия (УУД)

 

Познавательные УУД

 

Коммуника-

тивные УУД

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детям предлагается ответить на вопрос: Кого можно назвать патриотом России?

Для разрешения проблемы организуется групповая работа.

В результате появляются несколько вариантов решений, все они обсуждаются

10

-структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

-  подведение под понятие, выведение следствий;

-  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-  доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование.

 

-планирование учебного сотрудничества — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-   выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов, принятие решения и его реализация;

-  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 -владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно;

-  планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

 

 

 

 

 

 

….

 

 

 

 

 

Таким образом заполняются УУД для всех выделенных в технологической карте этапов занятия.

 

Литература:

1.  Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. А.П. Тряпициной. СПб.: КАРО, 2008.

2.   Гринченко И.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2008.

3.  Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы. СПб.: КАРО, 2006.

4. Образовательные технологии: сб. материалов. М.: Баласс, 2008.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.

6.   Сайт МБОУ «Песочнодубровской СОШ» Кожевниковского райна Томской области http://kog-pdubschool.edu.tomsk.ru/

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: torgunovairina (17.09.2015)
Просмотров: 1409 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz